Алгоритм включения учащихся в социально-значимую деятельность в процессе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий
Изменения, происходящие в Республике Беларусь, актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения. Социально-гражданская компетенция проявляется в социальных чувствах, содержанием которых является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, стремление участвовать в демократических процессах, способность принимать на себя ответственность, участвовать в выработке совместных решений.
Педагогическая практика показывает, что привлечение в практику гражданско-патриотического воспитания новых информационных технологий, электронных образовательных ресурсов способствует реализации принципа наглядности в образовательном процессе, повышению познавательной активности и реализации интересов и способностей обучающихся в условиях информационного общества.
Одной из эффективных современных форм формирования социально-гражданских компетенций учащихся являются медиапутешествия.
Проектирование и реализация в образовательном процессе туристско-краеведческих медиапутешествий способствует массовому вовлечению обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, формированию гражданского самосознания и социальной компетентности учащихся. Созданные в рамках реализации проекта медиапутешествия способствуют поддержке людей с ограниченными физическими или финансовыми возможностями в реализации их познавательных потребностей и позволят совершать виртуальные путешествия по родному краю в любое удобном время в индивидуальном режиме.
Учащиеся, включаясь в социально значимую практическую деятельность по изучению родного края, осваивают методику проектирования медиапутешествия; эффективно используют информационно-коммуникационные технологии и социальные сервисы сети Интернет для организации интерактивного взаимодействия с социумом; учатся организации межличностных взаимодействий, соблюдению правовых и этических норм использования информационно-коммуникационных технологий, применению ресурсов, обеспечивающих самоорганизацию своей деятельности.
В результате работы по разработке и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий у учащихся начальных классов имеется положительная динамика сформированности представлений о собственной гражданской идентичности, знаний о своем родном крае. У учащихся 5-10 классов наблюдается положительная динамика сформированности таких показателей, как ориентация на гражданскую идентичность, осознание учащимися понятий «гражданская позиция», «толерантность», «Родина», «Отечество», умения выражать гражданскую позицию, готовность взять на себя ответственность в трудной ситуации, а также активность участвия в жизни школы и класса.
Наблюдения, опрос обучающихся и их родителей, позволяют констатировать, что деятельность по подготовке и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий не имеет негативного влияния на здоровье детей, даже, наоборот, способствует снижению тревожности и росту познавательной активности за счет расширения кругозора и повышения интереса к изучаемому, проведению экскурсий и походов.
Отмечен рост активности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах соответствующего направления, а также их результативность. За 3 года реализации проекта получено более 80 дипломов и сертификатов.
Представленные материалы получены в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий» под руководством консультантов: Кошелева Владимира Сергеевича, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета, Тюко Виктории Викторовны, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».
Проект реализовывался с 2019 по 2022 год.
Материалы адресованы учителям, учителям, выполняющим функции классного руководителя, педагогам-организаторам, воспитателям учреждений общего среднего образования.
Сайт «SMART-путешествия по родному краю»