Литвинчик Е.Е.(5-11 классы) – педагог-психолог
контактный телефон +375-29-823-59-61
- Цель и задачи педагога-психолога на 2024/2025 учебный год:
Цель: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
1) Оказывать психологическую помощь учащимся, законным представителям и педагогам в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания и социализации личности.
2) Создавать условия и ситуации для повышения у учащихся школьной мотивации, стимулировать познавательный интерес и желания проявлять свои возможности и таланы.
3) Содействие в приобретении учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для выбора и получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4) Формировать навыки ответственного и безопасного поведение учащихся.
5) Выявлять учащихся склонных к аддиктивному поведению.
6) Содействие повышению психологической и педагогической культуры всех участников образовательного процесса.
7) Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии.
График работы педагога-психолога (смотреть)
Телефоны служб экстренной психологической помощи (смотреть)
Экстренная психологическая помощь (смотреть)
Республиканская телефонная "Горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию.
Телефон 88011001611
- Темы консультаций:
Для родителей 1-11 классов:
1. Возрастные особенности детей.
2. Адаптация.
3. Как услышать и понять своего ребенка.
4. Стили семейного воспитания.
5. Проблемное поведение ребенка, как с этим жить.
6. Профессиональное самоопределение подростка.
7. Подростковое одиночество. Причины и последствия.
8. Взаимоотношения в семье.
9. Доверие между детьми и родителями.
10. Подросток и Интернет.
11. Родительская любовь и компетентность как средство профилактики насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
12. По запросам
Для учащихся 1-11 классов:
1. Взаимоотношения с одноклассниками.
2. Взаимоотношения в семье.
3. Стрессоустойчивость – Я ВСЕ СМОГУ!
4. Как научится говорить НЕТ.
5. Профессиональное самоопределение.
6. Как не стать жертвой.
7. Меня не понимаю окружающие.
8. Как управлять своими эмоциями.
9. Как легко слать ЦТ и экзамены.
10. Как выработать уверенность в себе.
11. По запросам учащихся.
Для педагогов 1-11 классов:
1. Психологические особенности современных детей.
2. Нежелание ребенка учится.
3. Конфликтные ситуации и способы их решения.
4. Общение с учащимся.
5. Взаимоотношения педагога и законных представителей.
6. Как повысить самооценку у подростка.
7. Как распознать подростка склонного к аддиктивному поведению.
8. Межличностные взаимоотношения в классном коллективе.
9. Как распознать если ребенок подвержен насилию.
10. Особенности учащихся с ОПФР.
11. По запросам педагогов.
- Цени свою жизнь
Порой человек переживает сильные неудачи. Самое главное - не замыкаться на проблеме, мучающей тебя. Вспомни, какое занятие приносит тебе хорошее настроение и попробуй отвлечься. Занимаясь любимым делом, ты постепенно забудешь о неудачах, из-за которых так страдаешь.
Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.
Нужно научиться в любой неприятной ситуации находить все то, что дает тебе силы в жизни. Измени свое отношение к любой проблеме. Если уже что-то случилось, не нужно переживать, а лучше подумать, как решить проблему, ты можешь обратиться за помощью к близким людям.
Трудности в жизни есть всегда и у каждого. Преодолевая их, мы становимся сильнее.
Постарайся проводить больше времени с близкими людьми.
Когда ничего не ладится, махнув на все рукой, хочется сказать: "Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!". Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, для того чтобы преодолеть любые жизненные ситуации, упорство всегда приносит победу.
§ Научись сполна наслаждаться минутами жизни. Когда ты думаешь о чем-то плохом, сядь удобно, расслабься, закрой глаза и скажи себе: «Меня ничего не беспокоит. У меня все в порядке».
§ Учись на любую ситуацию смотреть с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. В любой ситуации в жизни можно найти что-то хорошее и смешное.
§ Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут обидеть тебя, забывай обиды и поражения, не вспоминай о том, чего уже не вернуть.
§ В самые трудные минуты нужно держать себя в руках. Думать о тех, кто тебя окружает, о своих родных. Самые плохие времена все равно проходят. И всегда находится решение любой проблемы. А жизнь только одна.
§ Мы не имеем права уходить из жизни сами. Свою жизнь надо любить и дорожить ею. Потому что нет на земле ни одного точно такого же ЧЕЛОВЕКА как Ты!
Помни, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!
Дорожи своей жизнью!
ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
"КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ"
Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.
Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу- невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!
Рекомендации по преодолению стресса:
Необходимо делиться своими переживаниями.
Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
Стараться высыпаться и правильно питаться.
Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
Не боятся плакать.
Постарайтесь принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
Развивайте навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятию напряжения.
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор.
Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы.
Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).
Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.).
«Когда человек в панике, он не способен сосредоточится на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д.Карнеги)
Работайте над собой!!!
Психологическая усталость и ее преодоление.
Антистрессовое питание
Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг.
Лучшему запоминанию способствует – морковь.
От напряжения и усталости хорошее средство – лук.
Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы).
Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение.
От нервозности вас избавит – капуста.
Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.
Рекомендации по снижению уровня тревожности для учащихся
Первое. Следует научиться сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях.
Второе. Давать отдых своей нервной системе. Запомнить: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Можно попробовать вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Это очень эффективно! В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2—5 минут.
Третье. Вытеснить неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытаться усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают положительные эмоции. Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.
Упражнения для снятия стресса:
Упражнение 1 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения не потребуется ничего, кроме стены.
2. Нахмурить лоб, сильно напрячь лобные мышцы на 10 секунд; расслабить их тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксировать свои ощущения в каждый момент времени.
3. Крепко зажмуриться, напрячь веки на 10 секунд, затем расслабиться — тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее.
4. Наморщить нос на 10 секунд. Расслабить. Повторить быстрее.
5. Крепко сжать губы. Расслабиться. Повторить быстрее.
6. Сильно упереться затылком в стену, пол или кровать. Расслабиться. Повторить быстрее.
7. Упереться в стену левой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.
8. Упереться в стену правой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.
Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и чувствуется, что теряется самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как только можно, напрячь пальцы ног. Затем расслабить их.
2. Напрячь и расслабить ступни ног и лодыжки.
3. Напрячь и расслабить икры.
4. Напрячь и расслабить колени.
5. Напрячь и расслабить бедра.
6. Напрячь и расслабить ягодичные мышцы.
7. Напрячь и расслабить живот.
8. Расслабить спину и плечи.
9. Расслабить кисти рук.
10. Расслабить предплечья.
11. Расслабить шею.
12. Расслабить лицевые мышцы.
13. Посидеть спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда появится состояния медленного плавания - это означает полное расслабление.
Упражнение 3 1. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
2. Начать считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
3. Закрыть глаза. Снова посчитать от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхать, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
4. Не раскрывая глаз, считать от 10 до 1. На этот раз представить, что выдыхаемый воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
5. Плыть по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Рекомендации по снижению уровня тревожности для учащихся (смотреть)
- ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ
Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и
плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества (согласно определению ВОЗ). Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь детское уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия.
Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно – и обращения за квалифицированной помощью.
О наличии проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей и интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает.
Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:
1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка, его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
2. Поддерживайте успехи ребенка.
3. Поощряйте физическую активность, при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
4. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
5. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
6. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на
собственном примере.
7. Помните, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать.
Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, можно эффективно способствовать нормальному психологическому развитию детей. Подростковая депрессия, Что необходимо знать родителю. Все мы с вами заем, что подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. В этот период подростки часто ведут себя агрессивно или замыкаются в себе,
пребывают в тоскливом настроении и вступают в конфликты с окружающими. Причиной являются гормональные изменения. Иногда на фоне гормональных изменений развивается подростковая депрессия. Симптомы подростковой депрессии Родители должны обратиться к психологу, если уныние и подавленность у подростка наблюдаются более 2-х недель, и если отмечаются другие признаки депрессии:
· Замкнутость, отстранение от семьи и друзей;
· Рассеянность, утрата способности сосредоточиться;
· Раздражительность;
· Потеря или чрезмерное увеличение аппетита;
· Хроническая усталость;
· Жалобы на различные боли, не обусловленные медицинскими
причинами;
· Потеря интереса к любой деятельности;
· Чувство собственной никчёмности и вины у ребёнка;
· Бессонница или повышенная сонливость;
· Вызывающее, бунтарское поведение (употребление алкоголя и
наркотиков, связи с дурными компаниями, проблемы с законом и пр.);
· Чрезмерная агрессия, направленная на себя или на других;
· Мысли и слова о самоубийстве.
Причины подростковой депрессии
· Нестабильность нервной системы из-за гормональной перестройки
организма;
· Психологическое напряжение, связанное с поиском своего места в
жизни, изменением представлений о жизни;
· Систематическая травмирующая ситуация в школе;
· Семейные проблемы (развод родителей, постоянные ссоры, наличие в
семье алкоголика);
· Неуверенность в себе, в собственных силах;
· Развитый пессимизм;
· Неспособность противостоять стрессовым ситуациям;
· Переживания, связанные с первой любовью или с первым сексуальным
опытом;
· Неблагоприятный опыт ранних лет: отсутствие ласки со стороны
родителей, жестокое обращение и домогательства сексуального плана,
жёсткие меры воспитания, негативные воспоминания из детства.
Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако
чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких недель подряд без
особой причины может быть признаком не диагностированного
депрессивного состояния. Отмечается связь между увеличением
количества депрессий у детей и подростков и ростом количества
суицидов.
Диагностика депрессии у подростков
Обычно подростковая депрессия диагностируется на основании
жалоб самого ребенка либо его родителей и учителей, а также с
помощью психологических тестов. Для диагностики депрессивного
состояния важен комплекс симптомов, т.к. отдельные симптомы могут
встречаться у большинства подростков. Поэтому диагностику должен
проводить профессиональный психолог или психотерапевт.
Что делать родителям для смягчения депрессии у подростков?
Есть эффективные методы, помогающие снизить уровень стресса
и депрессивных проявлений у подростков:
· Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему
знать, что вы всегда поддержите его. Подросток должен знать, что вы
его цените, любите и заботитесь о нем.
· Вместо наказаний за плохое поведение поощряйте подростка за
хорошие поступки. Позор и наказания заставляют подростка
чувствовать себя бесполезным и никчёмным.
· Позвольте ребёнку совершать ошибки. Предостережение или принятие
решений за них могут восприниматься как отсутствие веры в их
способности. Это снижает их уверенность в себе.
· Дайте вашему ребёнку передышку. Не рассчитывайте, что он будет
делать сейчас именно то, что вы говорите.
· Не навязывайте подростку привлекательный для вас жизненный путь.
Не пытайтесь вновь пережить свою молодость через деятельность
своего ребёнка.
· Если вы подозреваете, что подросток находится в стадии депрессии,
выделите время, чтобы выслушать его проблемы. Даже если вы
думаете, что у проблемы нет реальных причин, имейте в виду, что для
развивающегося человека она может казаться жизненно важной.
· Контактируйте и ненавязчиво держите связь с подростком, старайтесь
быть в курсе его дел.
· Старайтесь не говорить своему ребёнку, что ему нужно делать. Вместо
этого внимательно прислушивайтесь, чтобы узнать больше о причинах,
вызывающих его проблемы.
· Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего ребёнка, когда
он занимается спортом, упражнениями, танцами. Упражнения могут
облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы
сделать подростка физически активным. Можно применить что-то
очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде –
это может быть полезным.
· Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет
депрессию подростка, так что поощряйте его, когда он хочет провести
время с друзьями или родными.
· Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении
этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии, и тогда вы тоже
станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете
помогать своему ребёнку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше
узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может
помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им
возможность лучше понять то, что они переживают.
Подростковая депрессия – это не просто плохое настроение - это
серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка.
Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе,
наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству.
Поэтому очень важно вовремя увидеть и распознать симптомы
депрессии, а также обратиться к психологу или психотерапевту.
С уважением педагог-психолог
ГУО «Средняя школа No3 г. Слонима»
Литвинчик Е.Е.
Советы родителям, которые воспитывают детей-инвалидов (смотреть)
Адаптация детей с ОПФР в школе (смотреть)
Рекомендации родителям (смотреть)
Рекомендации специалистам (смотреть)
Воспитание дружеских отношений в игре (смотреть)
Игры, которые можно провести с детьми дома (смотреть)
Советы родителям (смотреть)
Создание предметно-развивающей среды в домашних условиях (смотреть)
Экзамены (смотреть)
- Для учащихся
Для учащихся (смотреть)
Буклет "Наркотики" (смотреть)
ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (смотреть)
Нет наркотикам и насилию (видеоролики) (смотреть)
- Для педагогов
Для педагогов (смотреть)
Как заметить приближающуюся опасность? (смотреть)
Профилактика психического здоровья учащихся в образовательной среде
ФАКТОРЫ, оказывающие влияние на психическое здоровье:
психолого-педагогический (личность педагога, сложность учебной программы, учет индивидуальных особенностей, организация внеурочной деятельности и др.)
социальный (статус в классе, отношения с другими учащимися вне учреждения образования)
физический (пространство лицея, включая: обстановку, освещенность, режим дня, качество питания)
ФАКТОРЫ РИСКА:
1. стрессовая тактика педагогических воздействий;
2. несоответствие методик и технологий возрастам и индивидуальным возможностям учащихся;
3. нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима: движения, отдыха, питания;
4. умственные, эмоциональные и физические перегрузки на уроке и вне урока;
5. педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
6. формализм программных знаний;
7. нервозность обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между учащимися;
8. недоверие к ребенку.
Обеспечение психологической безопасности и психологического комфорта в урочной и внеурочной системе учреждения образования является одним из важнейших условий сохранения психического здоровья.
В помощь родителям (смотреть)
- Ваш ребенок одарён
Памятка для родителей:
если ваш ребёнок одарён
Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:
*мыслит оригинально и творчески;
*хорошо понимает юмор;
*у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
*имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
*часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.
Рекомендации для родителей:
1.Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальности
2.Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
3.Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.
4.Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
5.Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.
6. Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо развиты, как и он.
7.Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.
8.Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его.
9.Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
10.Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
11.Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.
12.Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
13.Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.
Советы Дэвида Льюиса,
одного из признанных специалистов по одаренности
-Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
-Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
-Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
-Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
-Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
-Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
-Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
-Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
-Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
-Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
-Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
-Внимательно относитесь к его потребностям.
-Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
-Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
-Не дразните ребенка за ошибки.
-Хвалите за любые успехи.
-Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
-Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
-Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
-Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
-Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
-Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
-Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
-Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
-Помогайте ребенку стать личностью.
-Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
-Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
-Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
-Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
-Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
-Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
-Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.
Психологические советы и консультации для родителей: «Одарённые дети и «звёздная болезнь»
Материал полезен для родителей одарённых, талантливых и способных детей. Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки одарённых детей, профилактики «звёздной болезни».
Цель: Познакомить родителей одарённых детей с опасностями «звёздной болезни» и дать рекомендации по формированию у них адекватной самооценки
Задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• ознакомление родителей с основными симптомами «звёздной болезни»;
• своевременное предупреждение и преодоление «звёздной болезни»;
• формирование адекватной самооценки у одарённых детей.
В школе занимается много одарённых, талантливых, способных детей. Но существуют факторы, препятствующие росту одарённости.
Одним из таких факторов является самооценка - один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. От самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми (сфера коммуникации); как относится к себе; каким будет его локус контроля (будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства); какова его эмоциональная возбудимость.
Во всех этих случаях зависимость носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной (заниженной) самооценке - возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе; человек становится раздражительным, невротизированным, появляются депрессивные настроения; он понапрасну винит себя в том, чего на самом деле нет, и т. д.
К числу крайне опасных психологических кризисов, избежать которых, к сожалению, удаётся далеко не каждому одарённому ребенку, относится кризис, получивший в быту очень точное название, — «звёздная болезнь».
Не существует прямой зависимости между силой «звёздной болезни» и достижением. Уровень достижения сам по себе может быть абсолютно ничтожным: победа в матче, первая публикация, удачно сыгранная первая роль и т. п. Реакция же несоизмерима.
Основным симптомом «звёздной болезни» является возвеличивание себя, которое проявляется в самых разных сферах деятельности.
Для людей с синдромом «звезды» свойственно приходить в ярость от малейшей критики.
Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.
Такие личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут восхищения окружающих прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое Я от разрушения, они используют различные защиты, но самое излюбленное их средство от тревоги – это идеализация и обесценивание.
Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других. Когда их стратегии наталкиваются на препятствие, они могут впадать в депрессию.
Но не любое стремление к успеху может приводить к «звездной болезни».
Все зависит от того, какие мотивы движут вашими стремлениями к успеху. У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.
В болезненном (невротическом) проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.
Это является основным отличием невротических стремлений к власти, престижу, богатству от здоровой потребности в личностном развитии и самореализации, что в конечном счете и является смыслом нашего существования.
Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и «звездности» зачастую ведет к формированию у ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. «Они меня не понимают!» - восклицает он. А не понимают когда? Правильно, когда ты - слишком умный, а все остальные - дураки. Конечно, с таким отношением к окружающим ребёнку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. В какой-то момент в лагерь «не понимающих» начнут переходить учителя, а затем и родители.
Он будет ставить перед собой чрезмерно сложные задачи, которые не всегда в состоянии решить, что в свою очередь может породить агрессию. Завышенная самооценка порождает в человеке такие отрицательные черты, как самоуверенность, высокомерие, не критичность к себе и к окружающим. Нередко «маленькие короли» нетерпимы к другим, заносчивы, конфликтны, из-за чего не могут ужиться в школе, не способны завести друзей. В учебе они предпочитают либо слишком трудные задачи, либо, наоборот, легкие, решение которых подтвердит его умения и не поставит под сомнение умственные способности. Любую неудачу самоуверенный ребенок спишет на «обстоятельства», «лень», «дурное настроение», но никогда – на нехватку способностей.
Ребёнок уверен, что в любой работе он будет на высоте, т.к. талантлив, одарен, возможно, гениален! Даже если ребенок двоечник, он обязательно вспомнит событие или дело, где показал высокие результаты. Иными словами, дети с большим самомнением не способны критично оценивать результаты своего труда и ставить перед собой адекватные цели. А в будущем это отразится не только на обучении, но и на личной жизни.
Но часто не сам ребёнок, а его родители и окружение виноваты, что навязали ему мысль о том, что он – самый лучший. И ему самому очень непросто жить с постоянным грузом «своей идеальности».
Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным «хорошо-плохо». При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине. Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.
Когда вы ругаете или наказываете ребенка:
• он должен четко представлять, за что его наказывают. Необходимо спокойно обсудить с ним, что он сделал неверно и как следовало поступить;
• надо оценивать поступок, а не личность ребенка. Замените фразу «Ты плохой!» на «Ты неправильно поступил»;
• возьмите за правило: если вы очень разозлились на ребёнка, постарайтесь отложить момент наказания до того, как успокоитесь;
• помните: наказание исчерпывает проступок. Ребенок выполнил работу над ошибками, провел неделю без телевизора, попросил прощения – больше к «отработанному» наказанием поступку возвращаться нельзя никогда!
Имейте в виду, что наказание не должно быть очень отсроченным. Плохо выполненная контрольная работа не должна стать причиной отказа взять на интересное мероприятие.
Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки «звездной болезни» мягко поставьте ребенка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: «Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?» И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.
Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб, не дай Бог, не зазнался, то есть риск добиться противоположного результата, когда он будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так вовсе не считают!)
Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в «ежовых рукавицах». Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс
Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас.
Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной
самооценки
Упражнения:
1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.
Рекомендации:
1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
4. Получив отказ в просьбе о чем - либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
Главная задача и педагогов, и родителей – научить талантливого ребёнка любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве.
С уважением педагог-психолог
Памятка для родителей «Дом без насилия»
Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику - если мы кричим, грубости - если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
страх;
возмущение, протест;
обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
разрушение «нравственных тормозов»;
стремление к обману, изворотливость;
потерю способности к здравому рассуждению;
ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
между «можно» и «нельзя»;
агрессивное поведение;
снижение самооценки;
— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
- Памятка для родителей по предотвращению наркотической зависимости у подростков
Буклет для родителей (смотреть)
Памятка (смотреть)
Блог "Психология в повседневной жизни!"(смотреть)
- Селфхарм