Летопись ГУО "Средняя школа №3 г. Слонима"
Учителям, работавшим и работающим
в школе, и ее выпускникам посвящается
Введение
Школа – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Мы все вышли из неё, и от того, в какой школе человек учится, во многом в будущем зависит его жизненная успешность.
Школа – это не просто здание, куда ежедневно приходит детвора, чтобы отправиться в очередное путешествие по стране знаний. Это место, ставшее дорогим и необходимым для многих, потому что в родных стенах затерялось милое детство тысяч её выпускников.
В школе воспитывает всё, но в первую очередь – личность учителя. Давно замечено, что для настоящего учителя школа – это жизнь, а не работа в общепринятом смысле этого слова. Ими, Учителями с большой буквы, профессионалами своего дела, держится школа, её авторитет.
Счастье, когда в школе подбирается педагогический коллектив, который дорожит своими учениками и делает всё возможное, чтобы учебное заведение стало для них домом радости и исполнения чаяний и надежд. О такой школе мечтают родители, дети, сами педагоги.
История школы
Школа открыта 1 сентября 1984 года. Первым директором стала Пекарская Лидия Михайловна, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, отличник Просвещения СССР, отличник народного Просвещения БССР.
За короткий срок был создан коллектив единомышленников.
Среди учителей школы были настоящие мастера педагогического труда: преподаватели белорусского языка Богданчук Мария Даниловна, Левчик Мария Ивановна, учителя русского языка Прокопенко (Овсяник) Зинаида Васильевна, Полещук Анастасия Васильевна, учителя математики Чепикова Зинаида Павловна, Пасько Мария Александровна, Власова Людмила Борисовна, учителя начальных классов Алешко Серафима Васильевна, Якимович Светлана Михайловна, учитель истории Случко Анастасия Игнатьевна, учитель географии Замулова Алла Петровна, учитель биологии Кухаренко Александр Демьянович, учитель начальной военной подготовки Милушкин Юрий Сергеевич, учитель изобразительного искусства Лагонда Мария Феликсовна.
В 1988 году школа заняла первое место во Всесоюзном соревновании общеобразовательных школ. В течение двух лет школу посетили делегации 167 педагогических коллективов различных регионов Советского Союза с целью изучения опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса, а также ознакомления с эстетическим оформлением школы.
Директору школы Л.М. Пекарской было присвоено звание заслуженного работника образования Белорусской ССР.
Коллектив школы постоянно работает в режиме развития. В начальной школе, начиная с 1996 года, по инициативе заместителя директора по учебной работе В.М. Чертополоховой начали открываться классы развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. В 1998 году были впервые открыты лицейские классы химико-биологического и физико-математического профиля. В последующие годы на повышенном уровне преподавались также география, русский язык, история Беларуси, обществоведческий курс «Человек. Общество. Государство», английский язык. С 1999 года педколлектив под руководством заместителя директора школы Т.М.Шарлай начал апробацию личностно ориентированной педагогики Дальтон. Наряду с общеобразовательными классами создавались классы, в которых могли заниматься дети с особенностями психофизического развития.
С 1996 по 2001 год средняя школа № 3 являлась экспериментальной площадкой Академии последипломного образования по проблеме создания открытой воспитательной системы. В 1998 году авторская программа воспитания учащихся школы была признана лучшей в Гродненской области. Опыт работы педколлектива был обобщен и опубликован в книге «Воспитательная система современной школы». Автор пособия – заместитель директора школы по воспитательной работе Ф.И. Храмцова.
На базе школы неоднократно проводились семинары и мероприятия не только районного, но областного и республиканского уровней.
Жизнедеятельность школы планирует и направляет совет школы – высший орган соуправления детей, учителей, родителей, который был создан 4 октября 1994 года.
В 2005 году решением совета школы создан попечительский совет, в состав которого вошли представители шефствующих предприятий, учителя, родители учащихся.
Рождение школы
В 70-х годах ХХ века город Слоним рос и становился все красивее. Набирала мощь промышленность. На карте города появилось новое предприятие «Камвольно-прядильная фабрика», а вместе с ней на небольшой возвышенности начал застраиваться новый микрорайон, название которому — «Текстильщик», ведь здесь планировалось проживание семей камвольщиков. Постепенно сформировались улицы Ершова и Тополевая. Микрорайон «Текстильщик» был самым молодым и многолюдным районом города.

Одна средняя школа № 10 уже не могла вместить проживающих здесь детей. В городе было принято решение о строительстве новой школы.
Возводить здание школы было поручено строительному управлению № 187 (начальник Крупко А.А.). Построенной школе был дан номер 3, который высвободился после закрытия восьмилетней школы в районе площади М.Горького (в настоящее время площадь Льва Сапеги).
К новому учебному году школу готовили и взрослые, и дети. Каждому нашлось дело: надо было убрать не только горы мусора, остатки стройматериалов, но и подготовить учебные кабинеты приему детей.

В путешествие по необозримому океану знаний белокрылый корабль Детства – средняя школа №3 — отправился 1 сентября 1984 года. Это была незабываемая торжественная линейка, посвященная и началу учебного года, и открытию школы, и значительное событие для жителей города Слонима. Поэтому на празднике было очень многолюдно. На линейке присутствовали председатель горисполкома Вадейко И.П., третий секретарь горкома партии Мукасей Е.И, заведующий гороно Бубен С.С.

Начальник строительного управления № 187 Крупко А.А. в торжественной обстановке вручил символический ключ от школы директору школы Пекарской Л.М., кавалеру Ордена Трудового Красного Знамени, отличнику Просвещения СССР, отличнику народного Просвещения БССР. На празднике звучали слова поздравлений и напутствия учащимся школы. В стену здания школы была заложена капсула со словами напутствия будущим поколениям — хорошо учиться и любить Родину. Текст послания был составлен учителем истории Случко А.И.
Первый школьный день был наполнен радостными улыбками детей и взрослых, цветами и музыкой.
Становление школы
К занятиям в новой школе с 1 сентября 1984/1985 учебного года приступили 1040 учащихся, для которых был создан 31 класс. Городским отделом народного образования (заведующий Бубен Станислав Семенович) был продуман принцип заполнения школы учащимися (ученики переводились не по желанию их самих или их учителей, а целыми классами, по четкому графику).
Средняя наполняемость в классе составляла 34 человека. Самым большим по численности был 3 «А» класс (учитель Радион Т.С.), в котором обучалось 39 человек.

Вместе со своими классами в среднюю школу №3 перешли классные руководители из средних школ № 5 и № 10. Попросили перевода в новую школу и многие учителя, которые проживали в микрорайоне рядом со школой. Кроме этого, за Лидией Михайловной Пекарской перешли некоторые учителя из средней № 10, где она ранее работала организатором внеклассной и внешкольной работы, и из других школ. Заместителями директора по учебной работе стали работать Лабутина (Масько) Г.И., Вадейко Е.И., имеющие опыт административной работы, и заместителем по воспитательной работе — молодой, но творческий педагог Клыбик В.В.
За короткий срок был создан коллектив единомышленников.

Среди учителей школы были настоящие мастера педагогического труда: преподаватели белорусского языка Богданчук Мария Даниловна, Левчик Мария Ивановна, учителя русского языка Прокопенко (Овсяник) Зинаида Васильевна, Полещук Анастасия Васильевна, учителя математики Чепикова Зинаида Павловна, Пасько Мария Александровна, Власова Людмила Борисовна, учителя начальных классов Алешко Серафима Васильевна, Якимович Светлана Михайловна, учитель истории Случко Анастасия Игнатьевна, учитель географии Замулова Алла Петровна, учитель биологии Кухаренко Александр Демьянович, учитель физики Хронстовская Нина Георгиевна, учитель физической культуры Шевчик Юрий Здиславович, учитель начальной военной подготовки Милушкин Юрий Сергеевич, учитель изобразительного искусства Лагонда Мария Феликсовна.
Педагоги считали за честь работать под руководством Пекарской Л.М. и с особой ответственностью приступили к работе. Каждый ощущал какой-то приподнятый настрой в душе и сам определял свою позицию и свое отношение к труду. Профессиональным кредо педагогического коллектива стал девиз: «Школа – источник света, излучатель добра, генератор счастья».
Кабинетная «лихорадка»
С первых дней, благодаря продуманной организационной работе администрации, установился четкий режим работы школы. Ведь надо было составить расписание уроков, распределить кабинеты, организовать работу дополнительных занятий, занятий кружков, спортивных секций и т.д. Заместители директора Лабутина Г.И.,
Вадейко Е.И. строго контролировали организацию учебных занятий. Однако надо было не только организовать учебно-воспитательный процесс, но и создать условия для работы. Директор школы Пекарская Л.М. начинает изучать опыт работы лучших школ страны. Она срочно отправляется в поездки по Прибалтике, в Москву и Ленинград, в Бобруйск и Могилев в поисках оригинальных идей. Перед учителями ставится задача создания учебных кабинетов.
«Кабинетов в школе больше тридцати. Каждый должен быть индивидуален и не похож на другой». К концу второй четверти было оформлено шесть кабинетов, которые были признаны лучшими в городском смотре-конкурсе. Почему такая спешка? Да дело в том, что стены всех классов имели меловую побелку, которая «оседала» после перемен на темно-синих костюмах мальчиков. Надо было срочно что-то предпринимать в этом плане: или зашить их ламинированными плитами, или частично задрапировать тканью. Можно поклеить стены цветным изопленом, который продается в Прибалтике. В крайнем случае, можно использовать местные обои. Начинается кабинетная «лихорадка». Каждый учитель горит желанием скорее создать кабинет по своему предмету. Работа кипит, привлечены шефы, родители, специалисты или просто помощники. До полуночи не гаснет свет в окнах школы. Успехи рождают радость. В течение двух лет тридцать кабинетов были оформлены как лучшие и по содержанию и по эстетике оформления»
(Из воспоминаний Пекарской Л.М.).
Оригинальным оформлением и богатством материалов отличались кабинеты истории (зав. кабинетом Случко А.И.),

физики (зав. кабинетом Хронстовская Н.Г.), географии (зав. кабинетом Замулова А.П.), химии (зав. кабинетом Ермола Г.И.), биологии (зав. кабинетом Кухаренко А.Д.), белорусского языка (зав. кабинетом Богданчук М.Д.), русского языка (зав. кабинетом Прокопенко З.В.), начальной военной поготовки (зав. кабинетом Милушкин Ю.С.), математики (зав. кабинетом Чепикова З.В.), начальных классов (зав. кабинетами Мандрик Е.И., Якимович С.М.), технического труда (зав. мастерскими Кучура Б.В.), обслуживающего труда (зав. кабинетом Вихляева А.С.), изобразительного искусства (зав. кабинетом Лагонда М.Ф.), пения (зав. кабинетом Клыбик В.В.). Спортивный зал был оснащен нестандартным оборудованием собственного изготовления (учителя Шевчик Ю.З., Рипинский Ф.Ф., Юрчик В.А., Борисик Г.А.).
Своими силами был оборудован тир и сделаны пристройки у входа в него (учитель Милушкин Ю.С.). Благодаря труду учителей и технического персонала в школе с первых дней обучение ведется по кабинетной системе.

Своими силами был оборудован тир и сделаны пристройки у входа в него (учитель Милушкин Ю.С.). Благодаря труду учителей и технического персонала в школе с первых дней обучение ведется по кабинетной системе.

Микрорайон «Текстильщик» продолжал строиться и заселяться новыми семьями. Уже в 1985/1986 учебном году средняя наполняемость классов стала 35 человек, и в самом большом 4 «В» классе за партами сидело 43 человека (классный руководитель Пасько М.А.). В 1986 году в первый класс пришло 358 (!) малышей. Для них было открыто 12 первых классов, нумерация которых начиналась с буквы А и заканчивалась буквой М. Через пять лет со дня открытия школы — 1989/1990 учебный год — в ней в 57 классах занималось 1710 учащихся (самая большая численность за 26 лет работы школы). Учреждение было переполнено, во вторую смену занимались три параллели начальных классов. (Такое положение продолжалось до 1 сентября 1990 года, пока не была возведена еще одна новая школа – средняя школа №8. Из средней школы №3 было переведено 417 учащихся.) Однако это не мешало педагогам школы добиваться высоких результатов в работе. В 1985 году из стен школы вышло 29 первых выпускников, среди которых двое вместе с аттестатом получили золотую медаль (Нестеров Александр, Тихонович Лариса). В 1986, 1987 годах золотыми и серебряными медалями было награждено по 8 выпускников, в 1988 году – 17, в 1989 году – 15 человек.
Испытание на прочность
В 1986 году в СССР готовился февральский Пленум ЦК КПСС, на котором должны были обсуждаться вопросы по выполнению реформы общеобразовательной школы. Состояние дел было решено изучить в Белорусской ССР. Министерство образования БССР выбрало для проверки город Слоним и Слонимский район. В ноябре 1986 года в городе начала работу бригада из 30 человек, в составе которой были представители ЦК КПСС, Министерства Просвещения СССР, представители Академии педагогических наук СССР, авторы учебников и сборников задач и другие. Возглавлял бригаду представитель ЦК КПСС МИРОНОВ Н.И. Несмотря на небольшой срок работы, проверке подверглась и СШ № 3. С 9 ноября и по 27 декабря в школе работали члены бригады. Проводились собеседования с администрацией, учителями, опросы учащихся и их родителей, проверялась документация. Учащимся разных классов давались контрольные работы и диктанты. В ходе проверки посещались уроки, октябрятские и пионерские сборы, комсомольские собрания, педагогические советы, совещания учителей, родительские собрания, занятия клубов, кружков, спортивные секции. Одним словом, всё, чем жила школа.
«В один из декабрьских дней в школу приехал вице-президент Академии педагогических наук СССР БАБАНСКИЙ Ю.К. Приехал неожиданно, и с ним пришло еще 12 человек, в числе которых члены Академии педагогических наук, члены ЦК КПСС, члены ЦК КПБ, Министр образования БССР СУХНАТ Л.К., заведующий облоно РУБАН В.И., заведующий Слонимским гороно БУБЕН С.С. В их присутствии вице-президент БАБАНСКИЙ Ю.К «устраивает» директору школы экзамены по теме «Выполнение реформы общеобразовательной школы».
Никогда не испытывала такого страха и стресса. Не за себя переживала, а очень волновалась за то, чтобы не подвести Министерство образования Белоруссии. Но все ответы были точными и правильными». (Из воспоминаний Пекарской Л.М.).
26 декабря состоялся педсовет по итогам фронтальной проверки. Весь коллектив в напряжении ожидал результатов, а они были ошеломляющие. По итогам проверки был отмечен высокий уровень работы школы. Проверяющие были довольны посещенными уроками. Итоги контрольных работ, диктантов, результаты анкет, устные ответы учащихся на уроках их просто удивили. Средний балл успеваемости был выше, чем в Москве. Так, академик Академии педагогических наук СССР КАБАРДИН О.Ф., после проведения контрольных работ по физике
составил такое высокое мнение об учителе Хронстовской Н.Г. и ее учениках, что после проверки присылал в школу посылки со своими сборниками задач, со справочной литературой под его редакцией и пособиями для учителя. Была отмечена высокая культура и широкий кругозор учащихся, профессионализм педагогов. Оформление и оборудование кабинетов получило высший балл оценки.
В Москве на совещании в Министерстве образования подводились итоги проверки. В адрес СШ №3 неоднократно звучали слова благодарности за высокое качество работы.
А в школе продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию деятельности, наращиванию педагогического опыта, устранению встречающихся трудностей, ликвидации недочетов. Впереди была следующая проверка на прочность.
В 1987 году исполнялось 70 лет Великой Октябрьской революции. Это было очень знаменательное событие для всей страны. Каждый трудовой коллектив стремился встретить юбилей новыми достижениями. В стране Министерством образования СССР было объявлено социалистическое соревнование среди школ. В соответствии с Положением предусматривалось изучение вопросов по 17 параметрам, в основном о результативности работы учреждения. Средняя школа № 3 представила на рассмотрение результаты своей работы, т.к. коллективу уже можно было гордиться достижениями и в учебе, и в предметных олимпиадах, и в труде, и в спорте, и по результатам выпускных экзаменов, и в определении выпускников. За достижения наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции средняя школа № 3 города Слонима была награждена Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Первое место в социалистическом соревновании давало право работать коллективу школы на доверии в течение 5 лет. Кроме того впервые работники школы получили денежную премию, она составила 2 000 рублей.
В 1988 году на февральском пленуме ЦК КПСС в докладе секретаря ЦК КПСС тов. Лигачева прозвучали такие слова: « Есть в безбрежном океане островок – это город Слоним, а в нем СШ № 3, где народное образование цветет и благоухает». (По итогам фронтальной проверки ЦК КПСС по подготовке к февральскому Пленуму ЦК КПСС).
Напечатанные в центральных газетах материалы Пленума сделали эти выводы известными всей стране.
В течение двух лет школу посетили делегации 167 педагогических коллективов различных регионов Советского Союза с целью изучения опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса, а также ознакомления с эстетическим оформлением школы. Даже из Омска группа директоров работала в школе целую неделю. Гостями СШ № 3 были работники образования Белоруссии, Литвы, Латвии, Украины, России. Вот один из отзывов от 12.03.1988 года: «Мы, делегация Сумской области УССР, испытали большую радость от встречи с творчески работающим коллективом. Убедились, что февральский Пленум ЦК КПСС правильно оценил вашу самоотверженную работу».
Опыт работы школы был продемонстрирован в передаче «Прожектор перестройки» по 1 каналу центрального телевидения.
По замечательным результатам работы директор школы кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, отличник Просвещения СССР, отличник народного Просвещения БССР ПЕКАРСКАЯ Лидия Михайловна была удостоена звания заслуженного работника образования Белорусской ССР.
В режиме развития
Коллектив школы постоянно работает в режиме развития. Педагоги школы с энтузиазмом встречают новое в образовании и стремятся идти в ногу со временем. Работа педколлектива все годы была направлена на обучение, развитие и воспитание всех детей с различными особенностями, склонностями и способностями.
Актуально звучат и сейчас слова, сказанные директором школы Пекарской Л.М. на педагогическом совете в 1986 году: «Требования реформы глубоко осознаны всеми учителями, стали реальной мобилизирующей силой. Они раскрыли родники подлинного массового творчества, указали пути непрерывных поисков новых методов по совершенствованию качества и эффективности педагогического труда.
Творческие поиски лучших учителей школы направлены на совершенствование структуры урока, методов и форм обучения, усиление практической направленности преподавания, внедрение активных форм занятий, повышение интенсивности урока, воспитание у каждого школьника горячего желания самосовершенствоваться».
В конце 80-х годов педколлектив участвовал в эксперименте по внедрению лекционно-семинарской системы преподавания в старших классах.
Под запросы детей и их родителей открывались классы с уклонами, классы с организацией обучения по
передовым методикам. Так, в 1986/1987 учебном году был создан спортивный 4 «Г класс» с 31 учащимся. Еще до 90-х годов рассматривалась возможность открытия 8 класса с углубленным изучением математики, для этого были условия в школе, но не было нормативной базы.
В начальной школе начиная с 1996 года по инициативе заместителя директора по учебной работе в начальной школе Чертополоховой В.М. начали открываться классы развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. (Учителя Башкирева Н.Л., Козелецкая М.А., Новицкая Л.Н., Панченко С.Н., Шуневич (Замулова) Н.В., Губаревич Л.Н.).
С 1999 года педколлектив под руководством заместителя директора школы Шарлай Т.М. начал апробацию личностно ориентированной педагогики Дальтон, которая в дальнейшем была подхвачена большей частью коллектива.
Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется через методический совет, предметные методические объединения, клуб учителей начальных классов «Эврика».
В 1996 году был открыт в выпускном классе базовой школы класс с изучением химии на повышенном уровне (учитель химии Ермола Галина Ивановна). На следующий год к этому предмету присоединилось изучение биологии на углубленном уровне (учитель биологии Кухаренко Александр Демьянович). Кроме этого в одном из восьмых классов учитель Мурашов Владимир Михайлович стал преподавать информатику на повышенном уровне. Работа на более высоком уровне была подхвачена другими учителями. В 1998 году были впервые открыты лицейские классы химико-биологического профиля (учителя Ермола Г. И., Кухаренко А. Д.), физико-математического (учителя Матюкевич Л. Н., Волонцевич Е. П.). Школа заключила договоры с Государственным университетом им. Я.Купалы, медицинским институтом, лицеем «Альфа» г. Гродно. В последующие годы на повышенномуровне преподавались также география (учитель Коронец В.В.), русский язык (учитель Анищик А.Э.), история Беларуси, предмет «Человек. Общество. Государство» (учителя Случко А.И., Янушевич А.В.). К преподаванию математики на повышенном уровне присоединились Шамшорик Л.В., Шелестович Л.В., Лис И.А., английский язык преподавали на повышенном уровне с первого класса учителя Валюкевич И.Н., Борисик Н.А., Райко И.И., Маменко Р.С.
лицеем «Альфа» г. Гродно. В последующие годы на повышенном уровне преподавались также география (учитель Коронец В.В.), русский язык (учитель Анищик А.Э.), история Беларуси, предмет «Человек. Общество. Государство» (учителя Случко А.И., Янушевич А.В.). К преподаванию математики на повышенном уровне присоединились Шамшорик Л.В., Шелестович Л.В., Лис И.А., английский язык преподавали на повышенном уровне с первого класса учителя Валюкевич И.Н., Борисик Н.А., Райко И.И., Маменко Р.С. Наряду с общеобразовательными классами создавались классы, в которых могли заниматься дети с особенностями психофизического развития. В школе создаются благоприятные условия для обучения и социальной адаптации учащихся с отклонениями в психофизическом развитии: работают интегрированные и специальные классы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В 1989 году открылся класс для детей с задержкой психофизического развития, затем в 1994 году — спецкласс, в котором дети занимались по программе вспомогательной школы (учитель Соловей Г.Б.). Это был первый опыт работы с учащимися, которые имели особенности в развитии.
Учителя-дефектологи под руководством заместителя директора Панченко С.Н. неоднократно делились накопленным опытом работы и участвовали в республиканской методической выставке-конкурсе «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования». Работы педагогов школы были отмечены дипломами III степени в 2005 и 2007 годах. Сопровождение процесса обучения и воспитания осуществляет социально-психологическая служба школы, которая начала формироваться в начале 90-х годов.
С 2001 года по инициативе заместителя директора Чертополоховой В.М. стали открываться общеэстетические, хореографические классы, в которых дети обучались игре на инструменте, вокалу, танцу. В 2004 году впервые в городе на базе школы был открыт первый класс с изучением польского языка как предмета (учителя Глебко Н.А., Данильчик С.В., Лопашова А.Н.).
В конце 90-х годов школа включилась в реализацию реформы школы. В 1996/1997 учебном году в школе проводился эксперимент по введению пятидневной учебной недели. В 2001/2002 учебном году в 8 классах школы проходила апробация десятибалльной системы оценивания. За этот год заместителем директора Шарлай Т.М. из числа учителей были подготовлены консультанты для перехода на новую систему оценки знаний. Проводилась информационно-разъяснительная работа с родителями, разрабатывались оценочные листы, сводные таблицы, разноуровневые контрольные работы. На следующий год школа успешно перешла на 10-балльную систему оценивания. В том же 2002/2003 учебном году впервые выпускники школы участвовали в централизованном тестировании. В 2003/2004 учебном году проводилось обязательное тестирование по языкам в качестве выпускного экзамена. Это нововведение не было продолжено.
С 1996 по 2001 год средняя школа № 3 являлась экспериментальной площадкой Академии последипломного образования по проблеме создания открытой воспитательной системы.
В 1998 году авторская программа воспитания учащихся средняя школа №3 была признана лучшей в Гродненской области. Опыт работы педколлектива был обобщен и опубликован в книге «Воспитательная система современной школы». Автор пособия – заместитель директора школы по воспитательной работе Ф.И. Храмцова. В октябре 1996 года на базе школы прошел республиканский семинар по социально-педагогическим проблемам воспитания. В нем принял участие заместитель министра образования Г.Д. Дылян. Результаты работы школы были высоко оценены участниками семинара. Заместитель министра отметил: «Трудно переоценить значение работы педагогического коллектива по созданию открытой воспитательной модели. В этой школе идут не столько в ногу с реформой, сколько давно опередили ее».
Опыт проведения семинаров у школы накоплен с первых лет существования. В 1993/1994 учебном году уже проходил республиканский семинар «Диагностика воспитательной работы».
Школа в конце 90-х годов включилась в российско-белорусский проект «Учимся и учим культуре мира». Настоящим праздником для школы стало участие в 1999 году в международном детском фестивале «Сябры-друзья». Учащиеся и учителя встречали гостей из России и других городов Беларуси. Заместитель директора по воспитательной работе Храмцова Ф.И. так плотно продумала программу встречи, что гости смогли познакомиться со всеми направлениями воспитательной работы.
На базе школы неоднократно проводились семинары и мероприятия не только районного, но областного и республиканского уровней.
С 24 по 28 марта 1997 года на базе средней школы №3 проходила республиканская олимпиада по географии. В апреле этого же года в течение двух недель работали областные авторские курсы учителя биологии Кухаренко А.Д.
Как открытая саморазвивающаяся система школа педагогизирует социум, обретая новых друзей и единомышленников, среди которых шефствующее предприятие – Слонимское управление магистральных газопроводов «Белтрансгаз», УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий».
Качество знаний
Педагоги школы всегда стремились дать своим ученикам качественные, прочные знания, чтобы выпускники школы были конкурентоспособными. Они постоянно работали над совершенствованием урока, вели поиск новых эффективных методик, а затем технологий. Не считаясь со временем, на общественных началах учителя-предметники вели дополнительные занятия с теми, кто не мог усвоить программу и имел оценку 2. В летний период до 2003 года с учащимися, отстающими в учебе, проводились занятия, давалась работа на лето. В августе предполагался экзамен по предмету. В случае, если ученик не старался, не выполнял работу на лето и не сдавал экзамен, он оставался на повторный год обучения. Так, в 1994 году 9 учащихся было оставлено на повторный курс. Однако не всегда второгодничество решало проблему. С целью повышения ответственности учащихся к учебному труду по решению совета школы с 1988/1989 учебного года по 1998/1999 учебный год проводились переводные экзамены в 4-8, 10 классах. Они организовывались и проводились очень серьезно ответственно.
Переводным экзаменам придавалась значимость не меньше, чем государственным выпускным экзаменам. Было разработано положение о переводных экзаменах, где было оговорено по каким предметам и в какой форме — устной или письменной — будет сдаваться экзамен. Причем в разные годы предметы чередовались. Это позволяло учащимся и учителям привести к концу года в систему изученный материал. Не случайно абсолютное большинство учащихся школы при проведении контрольных работ по текстам МП БССР показывали знания соответствующие требованиям учебных программ. Еще в 1987/1988 учебном году был создан класс, в котором учащиеся изучали математику на углубленном уровне, однако это не было массовым явлением из-за отсутствия нормативной базы.
Для учащихся проводились факультативные занятия. Многие дети занимались в заочных предметных школах. Из выступления директора школы Пекарской Л.М. на августовском педсовете в 1986 году: «В 1985/1986 учебном году 17 учащихся восьмых классов поступили в заочную республиканскую физико-математическую школу, 2 ученика поступили в школу-интернат при МГУ и 2 успешно выступили на республиканской олимпиаде по химии».
Школа занимала лидирующие позиции по результатам предметных олимпиад. Так, в 1989/1990 учебном году школа заняла первое место в городе по количеству призовых мест в городской, областной и республиканской олимпиадах.
Повышению качества образования, получаемого в стенах школы с 1995 по 2008 год, способствовала широкая дифференциация обучения на основе образовательных запросов учащихся и их родителей. Она осуществлялась через разнопрофильное обучение в старшем звене; повышенный уровень преподавания отдельных предметов в средних и начальных классах; разветвленную сеть спецкурсов, курсов по выбору, факультативов, занятий по интересам; открытие гимназических классов, классов развивающего обучения, общеэстетических классов. Так, достаточный и высокий уровень учебных знаний по математике в классах, где предмет преподавался на повышенном уровне, демонстрировали 77- 90% учащихся. Аналогично по английскому языку процент усвоения программного материала составлял более 80%. Из 16 учащихся 11 «В » класса (классный руководитель Ермола Г.И.), где впервые велось преподавание биологии на углубленном уровне, а химии на повышенном, 8 закончили школу с золотыми и серебряными медалями, а остальные в аттестатах имели только «4» и «5». Выпускники этого класса все поступили в ВУЗы, 13 человек сдавали экзамены по профильным предметам. В рамках программы «Талантливые дети» 6 учащихся в 1998/1999 учебном году получали стипендии Слонимского исполнительного комитета.
С 2008/2009 года изучение предметов на повышенном уровне в школе продолжено через факультативные занятия. В 2009/2010 учебном году 92% учащихся посещали факультативы. С 2008 года стали развиваться платные образовательные услуги.
Благодаря хорошей материальной базе, высокому профессиональному мастерству педагогов и применению научно обоснованных методик преподавания, учащиеся достигают хороших результатов в учебе. Процент качества знаний вырос за последние 6 лет с 48% до 55%.
В 1999 году учащиеся лицейских классов впервые участвовали в районной научно-практической конференции. Исследовательские работы по математике, информатике, физике, биологии были отмечены дипломами.
В 2001/2002 учебном году было завоевано 21 призовое место на городских олимпиадах, 9 ребят были участниками областных олимпиад.

Ежегодно представители школы участвуют в республиканских предметных олимпиадах.
Ученики средней школы №3 – многократные победители и призеры городских, областных и республиканских предметных олимпиад, научно-практических конференций. В 2005 году ученица 9 класса Шмакова Марина за высокие достижения в исследовательском движении и ученик 11 класса Фирсов Дмитрий за победу на республиканской олимпиаде по химии получили стипендию Президента РБ. Заместитель директора Жилинская Лидия Марковна за результативность в работе с талантливой молодежью была отмечена премией Президента РБ.
С 1984 года по 2010 год среднюю школу № 3 г. Слонима окончило 1437 учеников, из них были награждены золотой медалью – 103 выпускника, серебряной медалью – 145 выпускников, т.е. 17% окончивших среднюю школу № 3 были медалистами.
Воспитание трудом
С первых дней существования школы серьезное внимание в школе уделялось трудовому воспитанию школьников. Первый директор школы Пекарская Л.М. всегда говорила, что «труд еще никого не испортил». Учащиеся помогали педагогам оборудовать спортивные площадки и стадион, делать пристройки к тиру, ремонт учебных кабинетов и школьной мебели.
В 1987 году в школе была введена должность организатора общественно полезного и производительного труда. На нее была назначена учитель математики Бахмат Лидия Семеновна, которая под руководством инспектора гороно Жилинской Л.М. и при непосредственном участии Пекарской Л.М., смогла организовать производительный труд учащихся школы. На базе кабинета обслуживающего труда школы был создан учебный класс от базового предприятия «Производственное объединение художественных изделий» (ПОХИ) на 12 рабочих мест.
Предприятием поставлялись в школу необходимая ткань, нитки, обслуживалось оборудование, а учащиеся под руководством учителя обслуживающего труда Вихляевой Аэлиты Станиславовны изготавливали продукцию для розничной торговли (наволочки, полотенца, простыни). В летний каникулярный период 1988 года работал пришкольный лагерь «Юная швея» на 50 мест. На базе учебных мастерских под руководством учителя технического труда Кучуры Бориса Васильевича мальчики изготавливали шпильки для диска сцепления, которые нужны были на камвольно-прядильной фабрике. КПФ поставляла в школу необходимые материалы, а школа КПФ – готовую продукцию. Заработанные средства шли на спецсчет школы.
